Поділитися

Александр Гатиятуллин, глава правления ОО «Украина без пыток», имеет более 10 лет опыта внедрения и реализации программ преодоления социально опасных инфекций в пенитенциарной системе, как на местом, так и на национальном уровнях. Закончил в 2016 году Международный учебный курс для руководителей и врачей, участвующих в планировании и реализации противотуберкулезных услуг в пенитенциарных учреждениях Восточной Европы и Центральной Азии «Совершенствование контроля за ТВ в тюрьмах с высоким бременем М/ШЛУ-ТБ». Центр сотрудничества с ВОЗ по профилактике и борьбе с туберкулезом в тюрьмах при Главном медицинском управлении Министерства юстиции Азербайджана.

Во Всемирный день борьбы с туберкулёзом я решил изучить отчет о результатах аудита эффективности использования средств государственного бюджета на осуществление мероприятий Общегосударственной целевой социальной программы противодействия туберкулеза за 2012-2016 года. Этот документ утверждён решением счетной палаты от 11 апреля 2017 года №9-1 http://www.ac-rada.gov.ua/doccatalog/document/16751689/Zvit_9-1_2017.pdf?subportal=main.

Есть несколько причин, почему меня заинтересовал этот документ. Во-первых, Украина три года живет без программы, которая формирует направление и создает основы противотуберкулезной борьбы в стране. Она должна быть частью системы подотчетности выполнения обязательств, которые взяла на себя Украина во время Совещания высокого уровня Генассамблеи ООН в сентябре 2018 года.

Во-вторых, исполнителем мероприятий программы была Государственная пенитенциарная служба Украины, которая за результатами реформирования упокоилась, как раз весной 2016 года.
С того времени многое произошло, была создана рабочая группа по реформированию системы здравоохранения Государственной уголовно-исполнительной службы Украины. Так же, была опубликована для обсуждение сама концепция реформирования. Как последствие, после долгих дискуссий, все-таки было принято решение Кабинета Министров в сентябре 2017 про создание отдельного учреждения – Центр здравоохранения Государственной уголовно-исполнительной службы Украины. В ноябре 2017 было создано это учреждение, как юридическое лицо, и пошел процесс создания этого учреждения. О том, как эффективно справляется с вызовами ново созданное учреждение, наверное, будем читать в следующих отчётах счетной палаты. А пока читаем отчеты национального превентивного механизма по результатам мониторинга учреждений исполнения наказаний и следственных изоляторов.

Исходя из этих отчеты, результаты не могут радовать. Медицинских работников катастрофически не хватает, лечение прерывается, в том числе и противотуберкулезное. Например, это было выявлено в Криворожской УИН (№3), где препараты второго ряда были просрочены, которые закупленные за средства госбюджета.

Итак, что же выявил аудит – Государственной пенитенциарной службой Украины не обеспечено успешного лечения туберкулеза и прохождения полного курса химиопрофилактики в объемах, запланированных Программой. Эффективное лечение больных имеет низкий показатель, которое связано с неудачным лечением и прерыванием лечения.

К сожалению, в отчете отдельно не выделена пенитенциарная медицина, потому что очень сложно выделить из указанных служб именно то, что выделялось на тюрьму. Например, Альянс общественного здоровья за счет средств международной помощи в 2015-2016 годах закупил лекарственных средств для лечения мультирезистентного туберкулеза на сумму 716292,5 тысяч гривен побочных реакций у больных туберкулезом – 3276,0 тысяч гривен расходных материалов для диагностики туберкулеза и чувствительности к противотуберкулёзным лекарственных средств – 44768,1 тысяч гривен, оборудование для проведения инфекционного контроля – на 1149,3 тысяч гривен.

Все эти материальные ценности распределены между учреждениями здравоохранения административных единиц, восьми исправительных колоний (думаю, что это специализированные противотуберкулезные больницы, двух следственных изоляторов пенитенциарной службы) и ГУ «Национальный институт фтизиатрии и пульмонологии им. Ф. Яновского АМН Украина». Кроме того, в учреждения здравоохранения административно-территориальных единиц и учреждений пенитенциарной службы поставлено лабораторное оборудование на сумму 1094,6 тысяч гривен и оборудование для проведения инфекционного контроля на сумму 1180,3 тысяч гривен, которое закуплено за счет средств международной помощи в прошлых годах. Недавно, в мониторинговом визите НПМ, я лично видел это закупленное лабораторное оборудование в Кременчугской ИК№69, где была специализированная противотуберкулезная больница, а сегодня –  законсервированная. Стоит Genexpert MTB/RIF не используется, потому что оборудование в связи с реформированием, никак не передадут на баланс филиала Центра здравоохранения государственной уголовно-исполнительной службы Украины в Полтавской области.

Давайте обратим внимание на инфекционный контроль. В соответствии со стандартом инфекционного контроля за туберкулезом в лечебно-профилактических учреждениях, местах долгосрочного пребывания людей и проживания больных туберкулезом, утвержденного приказом Минздрава от 18.08.2010 № 684, меры профилактики заболевания туберкулезом основываются на инфекционном контроле. Однако, предусмотренные Программой средства госбюджета за мероприятия “Обеспечение противотуберкулезных учреждений дезинфекционными камерами и дезинфицирующими средствами, бактерицидными излучателями, установками для утилизации медицинских отходов, средствами индивидуальной защиты работников противотуберкулезных учреждений в зависимости от уровня опасности рабочего места, в том числе в местах лишения свободы ” согласно расчетам, запланированные пенитенциарной службой не выделялись.

В 2014-2016 годах в Государственной пенитенциарной службе Украины восемь противотуберкулезных учреждений оказывали медицинскую помощь больным туберкулезом. По данным Минюста, ни один из этих учреждений не соответствует требованиям инфекционного контроля за несоблюдение требований инженерного контроля. Следственные изоляторы, где транзитом идут больные осужденные на туберкулез, и лечатся подследственные тоже не соответствуют требованием инфекционного контроля.

Мне кажется нужно задать вопрос, а сколько вообще было использовано средств пенитенциарной службой в рамках реализации программы? Как оказалось, это 1.7% от всей выделенной суммы, а именно 54630,4 тысячи гривен.

По мероприятию “Введение инновационных методов быстрой диагностики туберкулеза, в том числе мультирезистентного, в лабораториях второго и третьего уровня молекулярно-генетическими методами, закупка оборудования и расходных материалов” пишется в аудите, что средства госбюджета не выделялись. В тоже время Программой из госбюджета предусмотрены средства Минздрава (28160,2 тыс. грн), НАМН (2361,2 тыс. грн) и пенитенциарной службой (2245,0 тыс. гривен).

Хочется отметить выполненное мероприятие пенитенциарной службой – «создание отделений для стационарного лечения больных мультирезистентным туберкулезом». Именно, пенитенциарная служба, в отличии от других исполнителей обеспечила 100% выполнение от потребности – 573, 1308 и 1066 коек.

На данный момент государственная политика по противодействию заболеванию туберкулезом с 2017 года не сформирована, поскольку новая государственная целевая Программа противодействия заболеванию туберкулезом не утверждена. При этом в Украине показатель заболеваемости туберкулезом на 35% превышает эпидемический порог. Следовательно, преодоление туберкулеза требует определения на уровне государства соответствующих мероприятий и надлежащего финансирования. Что ж посмотрим, сейчас слово за парламентариями, потому что Кабмин разработал проект Общегосударственной целевой программы противодействия ТВ, который сейчас находится на рассмотрении комитетов Верховной Рады Украины.

Надеемся, что в 2019 году будет принят этот стратегический документ и выделится 100% финансирование Программы.  В свою очередь новосозданное учреждение «Центр здравоохранения государственной уголовно-исполнительной службы Украины» эффективно преодолеет проблему туберкулеза в тюремной системе Украины, учитывая ошибки предыдущей программы.