Поділитися

Руководитель общественной организации «Украина без пыток» Александр Гатиятуллин 6-8 ноября 2019 перебывал в Республике Казахстан, где совместно с Заместителем Директора Департамента по реализации НПМ Секретариата Уполномоченного ВРУ по правам человека Ириной Савицкой, членом правления организации Константином Ключарёвым и другими специалистами, провел тренинг на тему «Проведение мониторинга соблюдения права на здоровье лиц, находящихся под стражей и осужденных в контексте доступа к услугам по профилактике, диагностике и лечению ВИЧ-инфекции/ СПИДа, туберкулеза и ВГС, а также услуг наркозависимым лицам».

Этот тренинг стал результатом визитом технической помощи в г. Алматы Республики Казахстан, который был проведен, ранее.

Тренинг включал в себя много практических модулей. Его целью было не только научится, но и усовершенствовать алгоритм действий на соблюдения права на охрану здоровья и медицинскую помощь людям, которые перебывают в местах лишения свободы, в контексте социально опасных заболеваний, таких как ВИЧ-инфекция, туберкулёз, гепатит и т.д.

Участниками тренинга были представители 15 региональных групп НПМ, члены Координационного совета, а также представители аппарата Омбудсмена Республики Казахстан.

Первые два дня тренинга были посвящены проблемам предоставления медицинской помощи. Были озвучены стандарты и рекомендации Всемирной организации здравоохранения, правила Манделы и алгоритмы, прописанные в Стамбульском протоколе, поскольку право на охрану здоровья и медицинскую помощь должны рассматриваться комплексно.

Третий день был практический, где участники НПМ Республики Казахстан по блокам наполняли чек-листы(алгоритмы) исходя из существующих реалий нормативно-правовых актов.

Тренинг проходил в рамках реализации мероприятий региональной программы по компоненту ВИЧ «Устойчивость услуг для ключевых групп населения в регионе Восточной Европы и Центральной Азии», который внедряет Всеукраинской сетью ЛЖВ “100% жизни” (Украина) и Альянс общественного здоровья, совместно с Центрально-Азиатская Ассоциация Людей, живущих с ВИЧ (Республика Казахстан).

На интересные вопросы про НПМ Республики Казахстан и его отличиях с украинским НПМ – отвечает Александр Гатиятуллин.

Как функционирует НПМ в Казахстане?

«Как и в Украине, в Казахстане работает модель «Омбудсмен+», но функционирует эта модель немного в другом формате. К примеру аппарат Омбудсмена только принимает отчеты от региональных групп НПМ. Также существует координационный совет, который отбирает специальная комиссия, а сам координационный совет, в свою очередь, отбирает участников региональных групп НПМ.

В каждой области Республики Казахстан функционируют региональные группы НПМ, в которые входят до 10 человек.

Существуют плановые и специальные визиты НПМ. На руководителя группы положены обязанности координации визитов и их отчётности.Особенность функционирования НПМ в Казахстане является компенсация расходов после проведенного мониторингового визита. В компенсацию входит: транспортные расходы, суточные, проживание в гостинице, расходы, связанные с подготовкой отчетов. Сумма компенсации составляет примерно 100 долларов, что является минимальной зарплатой в Республике Казахстан.

Что интересно, распределителем средств для компенсации является Министерство юстиций, а не аппарат Омбудсмена».

Какие вытекающие последствия имеет такая модель функционирования НПМ?

«Плюс такой системы НПМ в том, что участники региональных групп НПМ не привязаны к региональному представителю, сотрудникам департамента по реализации НПМ, как это происходит в Украине. Руководитель региональной группы, может и не посещать учреждение, лишь координирует их визитСледует правда отметить, что в Казахстане существует ограничение в количестве людей, которые производят мониторинг. В мониторинге могут принимать участие до 4 человек. Учреждение может быть большим, а это в свою очередь требует большее количество мониторов. К сожалению, при таком функционировании НПМ не получится увеличить количество людей в визите, что может сказаться на качестве мониторинга, в тоже время визит может длиться несколько дней».

Какие отличия есть между НПМ Украины и Республики Казахстан?

«Несмотря на то, что мы занимаемся одним делом, взгляд на реализацию НПМ отличается.

  • В Украине мониторы проходят обязательное обучение, а в Казахстане эта практика отсутствует. Несмотря на наличие методологических рекомендаций, алгоритмов, этического кодекса, участники визита, наверное, не имеют единого взгляда на мониторинговый визит. Следует отметить, что отбором мониторов занимается Координационный совет, который выбирает кандидатуры исходя из предыдущего опыта кандидатов.
  • В Украине реализация НПМ возложена для Уполномоченного по правам человека, а законодательно это зафиксировано в одном пункте Закона Украины про Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, исключение составляет, разве что уголовно-исполнительный кодекс Украины, где в ст. 24 указано, кто имеет право посещать места лишения свободы. В Казахстане, Факультативный протокол был имплементирован другим способом. Пункты, касающиеся НПМ имплементированы в криминально-исполнительном кодексе, кодексе по здоровью и в других. Соответственно, законы, которые регулируют деятельность НПМ находятся в разных нормативно-правовых актах, которые регулируют места несвободы Казахстана.
    Это является плюсом, поскольку администрация учреждений имеет четкое представление что такое НПМ, место несвободы, и кто осуществляет превенцию пыток. В Украине же на первоначальных этапах имплементации НПМ администрация учреждений не располагала информацией про НПМ, поскольку не знали про изменения в Закон Украины «Про Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека».

Интересно, что в Казахстане только в этом году детские учреждения попали под юрисдикцию НПМ, а социальные места несвободы (гериатрические и другие интернаты, хосписы) до сегодня не охвачены НПМ-ом Казахстана».

В заключение Руководитель «Украина без пыток» обозначил:

«Этот тренинг был полезен как для Казахстана, так и для Украины. После тренинга, представители НПМ Республики Казахстан получили возможность в дальнейшем мониторить права людей, живущих с ВИЧ и наркозависимых и естественно влиять на изменения, в подходах медицинской помощи. А для Украины это обмен опытом, партнерские взаимоотношения с НПМ Республики Казахстан. Также, практика компенсации расходов безусловно является тем, чего не хватает НПМ в Украине, поскольку места несвободы Украину не редко находятся в труднодоступных местах, куда банально общественным транспортом не доберешься. Если в Украине мониторы – это волонтеры, то в Казахстане – это оплачиваемая деятельность, которая безусловно мотивирует мониторов работать качественно».